Аттестация педагогов по новым правилам.

30.12.2014

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.Регистрационный N 32408 

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской   Федерации"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53,   ст. 7598;2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30,   ст. 4036;N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28Положения о Министерстве образования и науки Российской   Федерации,утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации,   2013,N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6,ст. 582) приказываю:     1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и   социальнойзащиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения   аттестациипедагогических работников организаций, осуществляющих   образовательнуюдеятельность.     2. Установить, что квалификационные категории,     установленныепедагогическим работникам государственных и муниципальных образовательныхучреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1   настоящегоприказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.     3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 "О Порядке   аттестациипедагогических работников государственных и муниципальных образовательныхучреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской   Федерации26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999). Министр                                                     Д.В. Ливанов                                                                 Приложение                                  Порядок     проведения аттестации педагогических работников организаций,               осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г.                                 N 276)                            I. Общие положения      1. Порядок проведения   аттестации   педагогических     работниковорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность     (далее -организация), определяет правила, основные задачи и принципы   проведенияаттестации педагогических работников организаций.     Настоящий Порядок   применяется   к   педагогическим     работникаморганизаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела Iноменклатуры   должностей   педагогических   работников     организаций,осуществляющих образовательную деятельность, должностей   руководителейобразовательных организаций, утвержденной постановлением   ПравительстваРоссийской   Федерации   от   8   августа   2013 г.       N 678 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381), в том числев случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительствув той же или иной организации, а также путем совмещения должностей нарядус работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее -педагогические работники).     2. Аттестация педагогических работников проводится   в   целяхподтверждения соответствия педагогических работников занимаемым имидолжностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желаниюпедагогических работников (за исключением педагогических работников   изчисла профессорско-преподавательского состава) в целях   установленияквалификационной категории*(1).     3. Основными задачами проведения аттестации являются:     стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения   уровняквалификации педагогических работников, их методологической   культуры,профессионального и личностного роста;     определение необходимости повышения квалификации   педагогическихработников;     повышение эффективности и качества педагогической деятельности;     выявление перспектив использования потенциальных     возможностейпедагогических работников;     учёт требований   федеральных   государственных     образовательныхстандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ   приформировании кадрового состава организаций;     обеспечение дифференциации размеров оплаты труда   педагогическихработников с учетом установленной квалификационной категории и объема ихпреподавательской (педагогической) работы.     4.   Основными   принципами   проведения   аттестации   являютсяколлегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие     объективноеотношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации   припроведении аттестации.      II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения                   соответствия занимаемой должности      5. Аттестация педагогических работников в целях   подтверждениясоответствия педагогических работников занимаемым   ими     должностямпроводится один раз в пять лет на основе оценки их   профессиональнойдеятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно   формируемымиорганизациями (далее - аттестационная комиссия организации)*(2).     6. Аттестационная комиссия организации создается   распорядительнымактом работодателя в составе председателя   комиссии,     заместителяпредседателя, секретаря и членов комиссии.     7. В состав аттестационной комиссии организации в   обязательномпорядке включается представитель выборного органа     соответствующейпервичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).     8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии сраспорядительным актом работодателя.     9.   Работодатель   знакомит   педагогических         работников сраспорядительным актом, содержащим список работников     организации,подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менеечем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.     10. Для проведения аттестации на каждого педагогического   работникаработодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.     11. В представлении содержатся следующие сведения о   педагогическомработнике:     а) фамилия, имя, отчество (при наличии);     б) наименование должности на дату проведения аттестации;     в) дата заключения по этой должности трудового договора;     г) уровень образования и (или) квалификации по специальности   илинаправлению подготовки;     д) информация о получении   дополнительного     профессиональногообразования по профилю педагогической деятельности;     е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);     ж)   мотивированная   всесторонняя   и         объективная оценкапрофессиональных,   деловых   качеств,   результатов     профессиональнойдеятельности   педагогического   работника   по   выполнению   трудовыхобязанностей, возложенных на него трудовым договором.     12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлениемпод роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня   проведенияаттестации. После ознакомления с представлением педагогический  работникпо желанию может представить в аттестационную комиссию   организациидополнительные   сведения,   характеризующие   его       профессиональнуюдеятельность за период с даты предыдущей аттестации (при   первичнойаттестации - с даты поступления на работу).     При   отказе   педагогического   работника   от       ознакомления спредставлением составляется акт, который подписывается работодателем   илицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.     13. Аттестация проводится на заседании аттестационной   комиссииорганизации с участием педагогического работника.     Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным,если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа   членоваттестационной комиссии организации.     В случае отсутствия педагогического работника в день   проведенияаттестации на заседании аттестационной   комиссии       организации поуважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и вграфик аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодательзнакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней   доновой даты проведения его аттестации.     При неявке педагогического работника на заседание   аттестационнойкомиссии организации без уважительной причины аттестационная   комиссияорганизации проводит аттестацию в его отсутствие.     14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление,дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником,характеризующие его профессиональную деятельность   (в       случае ихпредставления).     15.   По   результатам   аттестации   педагогического     работникааттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:     соответствует   занимаемой   должности   (указывается     должностьпедагогического работника);     не соответствует занимаемой должности (указывается     должностьпедагогического работника).     16. Решение принимается аттестационной комиссией   организации вотсутствие аттестуемого педагогического работника открытым   голосованиембольшинством голосов членов аттестационной   комиссии     организации,присутствующих на заседании.     При прохождении аттестации педагогический работник,   являющийсячленом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании посвоей кандидатуре.     17. В случаях, когда не менее половины членов   аттестационнойкомиссии организации, присутствующих на заседании,   проголосовали зарешение о соответствии работника занимаемой должности,   педагогическийработник признается соответствующим занимаемой должности.     18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственноприсутствующего на заседании аттестационной комиссии    организации,сообщаются ему после подведения итогов голосования.     19. Результаты аттестации педагогических работников   заносятся впротокол, подписываемый председателем,   заместителем     председателя,секретарем   и   членами   аттестационной   комиссии       организации,присутствовавшими на заседании, который хранится с   представлениями,дополнительными сведениями, представленными самими     педагогическимиработниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случаеих наличия), у работодателя.     20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднеедвух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссииорганизации составляется выписка из протокола, содержащая   сведения офамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании   егодолжности, дате   заседания   аттестационной   комиссии     организации,результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организациирешении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской   изпротокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее   составления.Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.     21. Результаты аттестации в целях подтверждения   соответствияпедагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки   ипрофессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать всоответствии с законодательством Российской Федерации.     22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия   занимаемойдолжности не проходят следующие педагогические работники:     а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;     б) проработавшие в занимаемой должности менее двух   лет   ворганизации, в которой проводится аттестация;     в) беременные женщины;     г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;     д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения имвозраста трех лет;     е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд   всвязи с заболеванием.     Аттестация педагогических работников, предусмотренных   подпунктами"г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года   послеих выхода из указанных отпусков.     Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е"настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода   наработу.     23. Аттестационные   комиссии   организаций   дают     рекомендацииработодателю о возможности назначения на соответствующие   должностипедагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки   илистажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела"Квалификационные характеристики должностей работников   образования"Единого   квалификационного справочника   должностей     руководителей,специалистов и служащих*(3) и (или) профессиональными стандартами,   нообладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющихкачественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.      III. Аттестация педагогических работников в целях установления                       квалификационной категории      24. Аттестация педагогических работников в целях   установленияквалификационной категории проводится по их желанию.     По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливаетсяпервая или высшая квалификационная категория.     Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет.   Срокдействия квалификационной категории продлению не подлежит.     25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся введении федеральных органов исполнительной власти,     осуществляетсяаттестационными   комиссиями,   формируемыми   федеральными     органамиисполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a   вотношении педагогических работников организаций, находящихся в   ведениисубъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных ичастных организаций, проведение данной   аттестации     осуществляетсяаттестационными комиссиями, формируемыми   уполномоченными     органамигосударственной власти субъектов Российской   Федерации       (далее -аттестационные комиссии)*(4).     26. При формировании аттестационных комиссий     определяются ихсоставы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов   дляосуществления всестороннего анализа   профессиональной     деятельностипедагогических работников.     В состав   аттестационных   комиссий   включается     представительсоответствующего профессионального союза.     27. Аттестация педагогических работников проводится на основании ихзаявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию,   либонаправляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссиипо почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в   формеэлектронного         документа                 с         использованиеминформационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числесети "Интернет".     28. В заявлении о проведении аттестации педагогические   работникиуказывают квалификационные категории и должности, по которым они   желаютпройти аттестацию.     29. Заявления о проведении аттестации подаются   педагогическимиработниками независимо от продолжительности работы в организации, в   томчисле в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.     30. Заявления о проведении аттестации в целях установления   высшейквалификационной категории по должности, по которой аттестация   будетпроводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее   чемчерез два года после   установления   по   этой       должности первойквалификационной категории.     31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории   неограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться   ваттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целяхустановления высшей квалификационной категории по той же должности.     32. Заявления педагогических работников о проведении   аттестациирассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарныхдней со дня их получения, в течение которого:     а) определяется конкретный срок проведения аттестации для   каждогопедагогического работника индивидуально с учетом срока действия   ранееустановленной квалификационной категории;     б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников осроке и месте проведения их аттестации.     33. Продолжительность аттестации для каждого     педагогическогоработника от начала её проведения и до принятия решения   аттестационнойкомиссией составляет не более 60 календарных дней.     34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если нанем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.     35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при егоаттестации   на   заседании   аттестационной   комиссии.     При   неявкепедагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестацияпроводится в его отсутствие.     36. Первая квалификационная категория педагогическим   работникамустанавливается на основе:     стабильных   положительных   результатов   освоения     обучающимисяобразовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;     стабильных   положительных   результатов   освоения     обучающимисяобразовательных программ по итогам мониторинга системы   образования,проводимого в порядке, установленном постановлением     ПравительстваРоссийской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);     выявления развития   у   обучающихся   способностей     к   научной(интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;     личного вклада в повышение качества образования,   совершенствованияметодов обучения и воспитания,   транслирования   в     педагогическихколлективах опыта практических результатов своей     профессиональнойдеятельности, активного участия в работе методических   объединенийпедагогических работников организации.     37. Высшая квалификационная категория педагогическим   работникамустанавливается на основе:     достижения обучающимися положительной динамики результатов освоенияобразовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;     достижения   обучающимися   положительных   результатов     освоенияобразовательных программ по итогам мониторинга системы   образования,проводимого в порядке, установленном постановлением     ПравительстваРоссийской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);     выявления и   развития   способностей   обучающихся     к   научной(интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности,   атакже их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;     личного вклада в повышение качества образования,   совершенствованияметодов обучения и воспитания, и продуктивного использования   новыхобразовательных технологий, транслирования в педагогических   коллективахопыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в томчисле экспериментальной и инновационной;     активного участия в работе методических объединений   педагогическихработников   организаций,   в   разработке       программно-методическогосопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.     38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников вцелях   установления   квалификационной   категории       осуществляетсяаттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренныхпунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их   деятельностьсвязана с соответствующими направлениями работы.     39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одноиз следующих решений:     установить первую (высшую) квалификационную категорию   (указываетсядолжность педагогического работника,   по   которой     устанавливаетсяквалификационная категория);     отказать в установлении первой (высшей) квалификационной   категории(указывается должность, по которой педагогическому работнику отказываетсяв установлении квалификационной категории).     40. Решение аттестационной комиссией принимается в   отсутствиеаттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинствомголосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.   Приравенстве голосов аттестационная комиссия   принимает       решение обустановлении первой (высшей) квалификационной категории.     При прохождении аттестации педагогический работник,   являющийсячленом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по   своейкандидатуре.     Результаты аттестации педагогического работника,   непосредственноприсутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются   емупосле подведения итогов голосования.     41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, которыйподписывается председателем, заместителем председателя,   секретарем ичленами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.     Решение аттестационной комиссии вступает в силу со     дня еговынесения.     42. При принятии в отношении педагогического работника,   имеющегопервую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии   оботказе в установлении высшей квалификационной категории,   за   нимсохраняется первая квалификационная категория до истечения   срока еедействия.     43. Педагогические работники, которым при проведении   аттестацииотказано в установлении квалификационной категории, обращаются по ихжеланию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации нату же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятияаттестационной комиссией соответствующего решения.     44. На основании решений аттестационных комиссий о   результатахаттестации педагогических работников соответствующие федеральные   органыисполнительной власти или уполномоченные органы государственной   властисубъектов Российской Федерации издают   распорядительные     акты   обустановлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационнойкатегории со дня вынесения решения аттестационной комиссией,   которыеразмещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".     45. Результаты аттестации в целях установления   квалификационнойкатегории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать всоответствии с законодательством Российской Федерации.     46. Квалификационные категории,   установленные     педагогическимработникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе вдругую организацию, в том числе расположенную в другом   субъектеРоссийской Федерации. _____________________________     *(1) Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря   2012 г.N 273-ФЗ   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48,   ст. 6165;2014, N 6, ст. 562, ст. 566)     *(2) Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря   2012 г.N 273-ФЗ   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48,   ст. 6165;2014, N 6, ст. 562, ст. 566)     *(3) Приказ Министерства здравоохранения и социального   развитияРоссийской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов   ислужащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей   работниковобразования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением,   внесеннымприказом Министерства здравоохранения и социального развития   РоссийскойФедерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240)     *(4) Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря   2012 г.N 273-ФЗ   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,ст. 2326; 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48,   ст. 6165;2014, N 6, ст. 562, ст. 566)     *(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 5   августа2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы     образования"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378)Обзор документаАттестация педагогов по новым правилам.Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава. Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей. Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась – 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу. Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год. Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены. Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный № 32408.          ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/hotlaw/federal/544899/#ixzz333SO49sa    Проверено:     Кузнецова Е. Н.